В Москве прошел III Всероссийских форум уполномоченных экономических операторов

Мероприятие открыл Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, руководитель Рабочей группы по развитию института уполномоченного экономического оператора в государствах - членах Союза при Консультативном комитете по таможенному регулированию Евразийской экономической комиссии. В приветственном слове Дмитрий Некрасов рассказал об основах регулирования института уполномоченного экономического оператора, заложенных в законодательстве Евразийского экономического союза.

«Уполномоченный экономический оператор это не льготник, который сидит на шее государства, а помощник, который забирает на себя часть функций государственных органов за счет того, что он готов раскрыться, готов прозрачно работать, показать свою бухгалтерскую и коммерческую документацию», − рассказал Дмитрий Некрасов о подходе, который ЕЭК пыталась донести до национальных контролирующих органов стран-участниц ЕАЭС. И что, по его словам, сделать удалось.

Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, заместитель руководителя Рабочей группы по развитию института уполномоченного экономического оператора, ознакомил участников Форума с нововведениями Таможенного кодекса ЕАЭС в части регулирования деятельности УЭО, рассказал об особенностях и условиях получения статуса УЭО после вступления в силу  Таможенного кодекса ЕАЭС, об ответственности УЭО, требованиях к финансовой устойчивости, безопасности и надежности УЭО, а также об особенностях проведения таможенного контроля в отношении УЭО.  

Вадим Козаев подробно остановился на деталях:

 «Одно из главных нововведений для уполномоченных экономических операторов – мы расширили круг лиц, которые могут получить статус. В настоящее время это только импортеры и экспортеры. Но сюда мы включили и таможенных представителей, и владельцев складов временного хранения, перевозчиков, экспедиторов.

Мы построили систему упрощений таким образом, чтобы все лица, задействованные в ВЭД, смогли получить специальные упрощения. Если это перевозчик, то он получает, например, возможность не предоставлять обеспечение при транзите, первоочередной порядок совершения таможенных операций, неустановление маршрута перевозки и так далее. Эти же упрощения могут быть полезны для экспедитора. Для владельцев СВХ определенные упрощения связаны с хранением, проведением контроля на площадках оператора.

Больше всего упрощений, безусловно, получает импортер, хотя и для экспортеров предусмотрены определенные смягчения. Если в дальнейшем Евразийская экономическая комиссия будет видеть необходимость в дополнительных упрощениях или участники ВЭД в рамках консультаций будут вносить предложения, мы будем рассматривать и, возможно, расширять их. Но главное, чтобы те упрощения, которые мы заложили в Кодекс, реально работали, чтобы имели практическую востребованность. Если они будут работать, то на деле мы получим даже больше упрощений, чем есть в Европейском союзе.

Мы ввели три типа свидетельства УЭО. Это обусловлено тем, что участники ВЭД разные – перевозчики, СВХ, экспедиторы, импортеры, экспортеры. Если мы говорим о таможенном представителе, которому требуется, например, первоочередный порядок совершения таможенных операций и выпуск до подачи, то ему достаточно 1 типа свидетельства. То же самое можно отнести к перевозчикам, экспедиторам. Второй тип свидетельства предусматривает упрощения в части проведения таможенного контроля. У такой категории УЭО в собственности должны быть площадки, на которых предполагается осуществлять практически все процедуры таможенного оформления – завершение транзита, проведение таможенного контроля, хранение. Третий тип предусматривает все упрощения, которые предусмотрены для 1и 2 типа, в целом их 18. Сразу получить третий тип невозможно, надо отработать с 1 или 2 типом свидетельства минимум два года. Если по нынешнему ТК вы уже оператор, вы можете претендовать на третий тип свидетельства.

Ещё один плюс − когда мы будем заключать соглашения о взаимопризнании с другими странами, вне ЕАЭС, например, с Китаем, эти операторы получат определенные возможности и  привилегии в таких странах.

Когда мы разрабатывали условия для предоставления статуса, мы понимали, что это не должно быть слишком сложно, но и не слишком мягко. Сомнительные компании не должны попадать в разряд УЭО, ведь если они туда попадают, то бросают тень на всех других операторов. Оператор автоматически становится участником ВЭД низкого уровня риска.

С бизнесом мы попытались согласовать золотую середину. И определили всего десять условий.

Во-первых, вы должны заниматься ВЭД как минимум три года. Обязанности по уплате таможенных платежей на всей территории ЕАЭС должны быть исполнены. Один из самых проблемных вопросов, по которым мы долго дискутировали, − отсутствие административной и уголовной ответственности. Это вопрос сугубо национального законодательства. Так что всё, что касается конкретных статей КоАП и УК, привлечение по которым будет являться основанием для исключения из реестра, все эти вопросы будут урегулированы Федеральным законом.

Мы также изменили подход к обеспечению. Сохранили обеспечение только для 1 типа сертификатов, и пришли к тому, что постепенно порог будет снижаться. Если в течение 6 лет УЭО работает безупречно, то на седьмой год он уже может вносить обеспечение в размере 150 тыс. евро, а не миллион евро.

Принципиальное условие – финансовая устойчивость лица, претендующего на статус УЭО. Для 2 и 3 типа свидетельств не предусматривается никакого обеспечения, поэтому мы будем оценивать финансовую устойчивость. Это специфичный вопрос, углубляющийся в бухгалтерию.

Мы определили новые требования к площадкам и работникам оператора. Если вам приостановили действие свидетельства о присвоении статуса УЭО, у вас есть 120 дней на урегулирование вопроса.

В процедуре выпуска до подачи есть изменения. Главное из них – обязательное предоставление заявления о выпуске до подачи в электронной форме. Для других категорий участников ВЭД сохраняется возможность бумажного документа, но для УЭО – электронный вид.

Один из самых важных пунктов − мы прописали процесс перехода ответственности от перевозчика к УЭО».

Марина Искоскова, начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, в своем выступлении дала разъяснения по статьям Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении деятельности УЭО, уделив особое внимание вопросам декларирования и временного хранения.

О решениях Комиссии, утвердивших критерии финансовой устойчивости для уполномоченных экономических операторов, рассказал Петр Шашаев, консультант Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.

С проектом нового Федерального закона о таможенном регулировании ознакомил слушателей Дмитрий Козлов, заместитель начальника отдела нормативного обеспечения ВЭД (Департамент развития и регулирования ВЭД) Министерства экономического развития. В частности, докладчик рассказал о новых полномочиях Министерства финансов и Правительства РФ определять условия, при соблюдении которых допускается внесение обеспечения деятельности УЭО в случае несоответствия критериям финансовой устойчивости, и о других нововведениях, касающихся работы УЭО. В своем докладе Дмитрий Козлов осветил также другие новеллы проекта Федерального закона по поддержке экспорта, по предварительным решениям, по уплате таможенных платежей, проведению таможенного контроля, и по другим направлениям таможенного регулирования.

С кратким отчетом о работе Оргкомитета Форума УЭО выступил Дмитрий  Майоров, член Рабочей группы ЕЭК по развитию института уполномоченного экономического оператора, Сопредседатель Оргкомитета Форума УЭО. В частности, Дмитрий Майоров рассказал об участии в разработке решений Комиссии о критериях финансовой устойчивости и о требованиях к площадкам УЭО, о внесенных Оргкомитетом и принятых поправках к первоначальному проекту Федерального закона о таможенном регулировании. Самыми значимыми из принятых поправок являются устранение нормы об отнесении товаров, выпущенных до подачи декларации, к условно выпущенным товарам, и о запрете на завершение таможенного транзита путем размещения товаров на временное хранение или помещением под иную таможенную процедуру. Удалось согласовать в проекте Федерального закона положения о либерализации условий включения в реестр УЭО, приостановления и исключения из реестра. Из задач на ближайшую перспективу особое значение Оргкомитет Форума придает предотвращению введения в российском законодательстве нормы об уплате двойных сборов за таможенные операции при использовании упрощения «выпуск товаров до подачи декларации», упрощению требований к отчетности УЭО и работе над новым типовым Соглашением между УЭО и таможней. 

О практике применения специальных упрощений УЭО в регионе деятельности Московской таможни рассказал Виктор Домодыко, Начальник отделения внедрения перспективных информационных таможенных технологий Московского таможенного поста (Центр электронного декларирования).

Галина Донцова, член Рабочей группы ЕЭК по развитию института уполномоченного экономического оператора, сопредседатель оргкомитета Форума УЭО, в своем выступлении  рассказала о специальных упрощениях для таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и перевозчиков.

Об условиях и порядке включения в реестр и особенностях применения специальных упрощений при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита при доставке товаров в зону таможенного контроля, созданную на территории УЭО и выпуска товаров до подачи декларации на товары, декларантом которых будет выступать УЭО, рассказал Юрий  Халын, управляющий ООО «Алмаз», член Рабочей группы ЕЭК по развитию института уполномоченного экономического оператора. 

В завершении мероприятия состоялся круглый стол, посвященный практическим аспектам деятельности уполномоченных экономических операторов, где эксперты и участники ВЭД обсудили насущные проблемы деятельности УЭО. В дискуссии приняли участие Александр СтупниковЗаместитель начальника отдела переработки и завершающих таможенных режимов ГУОТОиТК и Андрей Зацепин, заместитель начальника отдела организации профилактических проверок ГУКПВТ Федеральной таможенной службы, Вадим  Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.

В числе вопросов, обсуждаемых на круглом столе:

  • Требования к компаниям – претендентам на включение в реестр УЭО. Особенности в случае реорганизации компании.
  • Подача заявления о включении в реестр, сроки и процедура рассмотрения.
  • Особенности применения уполномоченными экономическими операторами специальных упрощений: завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита при доставке товаров в зону таможенного контроля, созданную на территории УЭО; выпуск товаров до подачи декларации на товары.
  • Отнесение УЭО к низкому уровню риска.
  • Новые требования к отчетности уполномоченного экономического оператора.

ПРОВЭД

Яндекс.Метрика