Нам предстоит сформировать единое транспортное пространство

В мае 2015 года Президент РФ Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С 2016 года ЕАЭС приступил к работе над составлением перечня совместных инфраструктурных проектов и их разработке. Сегодня в списке актуальных задач насчитывается более 30 транспортных и инфраструктурных программ. О деталях подготовки к сопряжению ЕАЭС и ЭПШП рассказывает директор Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ержан Нурахметов.

– Ержан Сагимбаевич, в течение 2016–2017 гг. активно велась работа по проекту сопряжения ЕАЭС и ЭПШП в части транспорта и инфраструктуры. Каковы промежуточные результаты и планы на текущий год?

– В 2016 году для выработки предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры на площадке Комиссии была создана рабочая группа из представителей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС в области транспорта.

25 октября главы правительств пяти стран ЕАЭС на заседании Евразийского межправительственного совета утвердили План мероприятий (дорожную карту) по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики государств ЕАЭС на 2018‒2020 гг. В документе оговорено формирование рабочей группы по рассмотрению значимых интеграционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, созданием которой мы сейчас занимаемся.

Это будет рабочая группа высокого уровня, в которую будут включены заместители руководителей уполномоченных органов государств – членов Союза в области транспорта и представители Евразийского банка развития.

В задачи группы входит подготовка предложений для включения в перечень совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры, в том числе подготовка предложений по финансированию значимых инвестиционных проектов интеграционного характера Евразийским банком развития и другими финансовыми институтами.

По итогам ее деятельности до конца 2018 года будет подготовлена и принята рекомендация Коллегии ЕЭК о перечне совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры.

– Из приведенной информации следует, что проводимая Вами работа – это совместная работа с государствами-членами в рамках союза. А как осуществляется сотрудничество с китайскими партнерами в отраслевом разрезе?

– У нас налажено конструктивное сотрудничество с китайскими коллегами. Так, 7 декабря 2017 года на 9-м совещании руководителей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС в области транспорта принял участие заместитель министра транспорта Китайской Народной Республики (КНР) Дай Дунчан, который проявил значительный интерес к сформированному списку инфраструктурных проектов.

Кроме того, взаимодействие с китайской стороной осуществляется в рамках разработки проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами с одной стороны и Китайской Народной Республикой – с другой. Сейчас эта работа в завершающей стадии и в этом году соглашение будет подписано.

– Какие новые инфраструктурные объекты планируются к реализации в рамках сопряжения?

– В портфель проектов на данный момент входит более 30 инфраструктурных программ, которые мы сейчас актуализируем. Проекты направлены на строительство новой и модернизацию действующей инфраструктуры, строительство транспортно-логистических центров, развития ключевых транспортных узлов. В числе наиболее крупных: строительство участков высокоскоростной магистрали «Евразия»; железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан; Южной железной дороги Армения – Иран.

– По территории союза проходит несколько международных транспортных коридоров. Предполагается ли создание евразийских транспортных коридоров?

– Такая работа уже проводится в соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики на 2018–2020 гг. До конца 2018-го совместно со сторонами нам предстоит проанализировать существующие международные транспортные коридоры, проходящие через территории государств-членов, по результатам чего будет подготовлен аналитический доклад. До 2020 года будет принята рекомендация Коллегии ЕЭК о перечне евразийских транспортных коридоров и маршрутов.

– Продолжая тему транспортных коридоров, как Вы считаете, не станут ли конкурировать маршруты государств – членов союза между собой?

– Считаю, что маршруты будут не конкурировать, а взаимно дополнять друг друга. Сейчас ведется активная работа по увеличению транзитного потенциала Союза. Этому способствуют как проводимая работа в рамках евразийской интеграции, так и выгодное геостратегическое расположение ЕАЭС. Объемы транзитных перевозок ежегодно увеличиваются, что показывают итоги 2017 года. Соответственно, диверсификация транзитных маршрутов приобретает большое значение.

Создание перечня евразийских транспортных коридоров позволит обеспечить их приоритетное развитие, что особенно актуально в свете прогнозов об увеличении объема контейнерных перевозок. Так, в ближайшей перспективе возникнут сложности с пропускной способностью инфраструктуры, если не будут приняты меры по ее развитию. Это потребует решения вопросов по устранению «узких мест, вызывающих простои при транспортировке грузов, расшивке лимитирующих участков. Такая работа предусмотрена в плане на 2018‒2020 гг.

К примеру, в настоящее время при текущих объемах уже наблюдается значительное увеличение времени простоев контейнерных поездов на белорусско-польской границе в связи с недостаточными пропускными возможностями Польши.

Для предотвращения негативного сценария рабочая группа работает над решением задачи совместного развития стыковых пунктов и пунктов пропуска, расширения евразийских транспортных коридоров. Устранение узких мест сопредельной инфраструктуры, техническое оснащение стыковых пунктов и пунктов пропуска с учетом экономической целесообразности также входят в приоритеты группы.

Следует отметить, что территория союза является частью глобальной логистической цепочки на пути транзитных грузопотоков в направлении Европа – Азия. В связи с чем необходимо консолидировать усилия не только в рамках государств – членов Союза, но и в синергии с сопредельными государствами.

Наша задача проста и понятна: в конечном счете нам предстоит сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок транспортных услуг Евразийского экономического союза.

РЖД-Партнер

Яндекс.Метрика