ЕЭК поставила трудные решения в очередь

Евразийская экономическая комиссия займется системной переработкой базовых документов таможенного дела не раньше 2019 года. Об этом на конференции «Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС», прошедшей 25 апреля в Москве, рассказал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов.

 


Самое сложное оставили на десерт

ЕЭК поделила все требующие разработки или переработки документы на три очереди и в так называемый «третий перечень» включила ряд действующих нормативных актов, нуждающихся в обновлении. К ним комиссия отнесла Инструкцию № 257 о заполнении таможенной декларации, Инструкцию № 289 о корректировке декларации, Инструкцию об использовании коммерческих и транспортных документов в качестве таможенной декларации, а также связанные с декларированием классификаторы.

Все эти наиболее объемные документы требуют переработки, так как написаны под старый таможенный кодекс и старые технологии. Мы пришли к выводу, что в этом году за эти документы мы браться не будем. Просто физически ни у нас, ни у служб, ни у бизнес-сообщества не хватит сил, чтобы одновременно поднять такой объем работы. В течение года-двух можно будет латать их какими-то заплатками, а с 2019 года начнем их концептуальный пересмотр, – заявил Дмитрий Некрасов.

В ЕЭК считают, что наиболее быстрыми темпами необходимо принимать те решения, без которых не сможет работать Таможенный кодекс ЕАЭС. Вторым на очереди перечнем документов станут решения технического характера – дополнительные документы, не критичные для работы ТК ЕАЭС. Среди них – вопросы внесения изменений в таможенный приходный ордер и условия восстановления тарифных преференций.

Проблемы первостепенной важности

К документам первоочередной важности в ЕЭК относят прежде всего решения по таможенному транзиту.

Первоочередные решения приняты в прошлом году, оставшиеся примем в этом. В частности, видим необходимость отразить в них мультимодальные перевозки. Мы столкнулись с тем, что мультимодальные перевозки – это красивый лозунг, за которым никто не понимает, что же требуется сделать. Мы обратились практически ко всем крупным организациям и бизнес-сообществу всех стран ЕАЭС. Поступившие ответы создают тоскливое ощущение, ситуация печальная: за лозунгом потерялось содержание. Это надо обсуждать и под это явление подводить нормативную базу, – сказал Дмитрий Некрасов.

По его словам, ЕЭК попытается в том или ином виде создать условия, чтобы вопросы мультимодальных перевозок были урегулированы хотя бы в части таможни.

Обсуждают в ЕЭК и другой интересный и важный документ, который пока не выносили на обсуждение с иными службами и бизнесом, – особенности выпуска товаров до подачи декларации. Этой возможностью пользуются в том числе уполномоченные экономические операторы. Вопросы и недопонимание по этой «опции» накопились и у таможни, и у бизнеса.

По словам представителя Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Шамиля Абулова, на выпуск товаров до подачи декларации приходится всего около 1 % от всего декларационного массива. Уполномоченные экономические операторы пожаловались, что для применения такого упрощения, как выпуск до подачи, таможни на местах требуют получения отдельного разрешения.

Никаких дополнительных разрешений не требуется, только заявление! Сам статус предусматривает такую возможность, – заверил участников ВЭД Шамиль Абулов.

По его словам, многие проблемы в этой части решатся, когда ФТС реализует электронную форму такого заявления. Сейчас она подается на бумажном носителе.

Требования к программным средствам переданы в наше информационно-техническое управление. Когда они это реализуют, вопросов станет меньше, – сказал представитель таможенного ведомства.

Каким образом проблемы, связанные с выпуском товаров до подачи таможенной декларации, решит в новом документе ЕЭК, пока неизвестно.

Все самое интересное впереди

Помимо перечисленного в ЕЭК продолжают работу над пакетом документов по предварительному информированию и по унификации подходов к классификации товаров. Также комиссия готовит большой блок решений по таможенной стоимости. Первоочередные решения также приняли в прошлом году, а в этом предстоит принять акты по особенностям определения таможенной стоимости в отношении отдельных таможенных процедур, а также заменить Решение № 376, посвященное корректировке таможенной стоимости. В частности, в новом документе ЕЭК обещает более четко регламентировать процедуру распределения дополнительных начислений.

В ближайшее время ЕЭК намерена вынести на окончательное согласование и пакет документов по экспресс-перевозкам.

Это тот шаг, который следовало сделать давно. Объемы работы над ТК ЕАЭС несколько отодвинули эту очень важную работу, а с каждым днем важность возрастает – объемы товаров все больше перетекают в интернет-торговлю. Эти решения подведут почву под бесконечные эксперименты, которые длятся во всех таможенных службах стран ЕАЭС и висят на волоске, в любой момент могут быть опротестованы и отменены. Новые решения создадут возможность развивать таможенное администрирование этих категорий товаров, – сообщил Дмитрий Некрасов.

Готовят в ЕЭК и пул документов по физическим лицам. В частности, комиссия пересмотрит Решение № 311, посвященное перемещению товаров для личного пользования. Среди спорных решений, которые вызывают многочисленные дискуссии, – решение об установлении количественных норм ввозимых для личного пользования товаров. В комиссии говорят, что готовится еще одно решение, которое определит количественные критерии для товаров в рамках установленных квот. По словам Дмитрия Некрасова, решение будет очень сложным, очень дискуссионным.

– Нужно все тщательно взвесить, чтобы не парализовать работу зеленых коридоров в пунктах пропуска, не подставить пассажиров под дамоклов меч, а таможенников – под меч прокуратуры, – сказал представитель ЕЭК.

Помимо принятия новых документов во исполнение ТК ЕАЭС комиссия возобновила и встречи рабочей группы по самому кодексу.

В 2017 году комиссия приняла около 40 документов, которые закрыли первостепенные вопросы нового таможенного регулирования. Почти все эти документы уже вступили в силу.

ПРОВЭД

Яндекс.Метрика