Может ли законодательство быть совершенным

  Может ли быть настолько идеальное законодательство, что его применение всегда будет беспроблемным? Безусловно – нет, ведь законодательство регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием экономики, политики, технического прогресса. Но это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы.

 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предполагая возможность возникновения несоответствия общественных отношений положениям нормативных правовых актов, их регулирующих, в связи с изменениями таких общественных отношений, использует такие термины как аналогия закона, аналогия права, коллизия нормативных правовых актов, пробелы в законодательстве и определяет действия для устранения и преодоления пробелов и коллизий в законодательстве.    

Справочно: выдержки из Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»:

Статья 1. Основные термины, применяемые в нормотворческой деятельности

В нормотворческой деятельности применяются следующие основные термины и их определения:

аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;

аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;

коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;

пробелы в законодательстве - отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

Статья 72. Устранение и преодоление пробелов

При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.

До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.

В большинстве своем, применение указанного Закона позволяет разрешать возникшие проблемные вопросы в связи с несовершенством какого-либо нормативного правового акта.

В качестве примера возможности проблемных вопросов при применении норм законодательства рассмотрим регулирование таможенных правоотношений, связанных с завершением таможенных процедур.

Схема регулирования таможенных отношений, связанных с ввозом иностранных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, выглядит следующим образом: иностранные товары в обязательном порядке подлежат таможенному декларированию, помещению под таможенную процедуру (за исключением товаров для личного пользования), а их использование на такой территории либо распоряжение ими возможно лишь в рамках заявленных таможенных процедур.

В настоящее время таможенные правоотношения в Республике Беларусь регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), решениями Евразийской экономической комиссии, а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь в таможенной сфере.

Следует отметить, что ряд таможенных процедур ограничены сроками их действия. Например, предельный срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) составляет 2 года.

         Все таможенные процедуры, имеющие срок действия, подлежат завершению в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 281 ТК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров:

- под таможенную процедуру реэкспорта;

- под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Законом о таможенном регулировании вопрос завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) более детально регламентирован. Так статьей 222 данного Закона установлено, что действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается:

1. по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза товаров;

2. до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза товаров:

при помещении товаров под таможенные процедуры реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства;

при возобновлении таможенной процедуры переработки на таможенной территории;

при признании товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), не находящимися под таможенным контролем в соответствии с пунктом 3 статьи 96 ТК ТС.

Необходимо обратить внимание на то, что статья 185 ТК ТС «Сроки подачи таможенной декларации» не регламентирует случаи таможенного декларирования товаров с целью завершения ранее заявленной таможенной процедуры. Исходя из общего контекста статей  185 и 281 ТК ТС, статьи 222 Закона о таможенном регулировании, таможенная декларация на временно везенные товары с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) должна быть подана до истечения срока временного ввоза товаров.

Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Таможенного союза, определен статьей 5 ТК ТС.

Согласно пункту 7 статьи 5 ТК ТС, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Кажется все предельно просто и понятно, и никакие проблемные вопросы возникать не должны.

Однако такая простота и ясность мгновенно исчезают, когда мы обращаемся к:

- статье 283 ТК ТС, регулирующей вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срока их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- статье 196 ТК ТС, регулирующей вопрос сроков выпуска товаров.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 283 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и прекращается при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Согласно подпункту 3) пункта 4 статьи 283 ТК ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, считается день истечения срока временного ввоза товаров, если действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не завершено в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС.

Справочно: пункт 1 статьи 281 ТК ТС:

1. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров, под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

выдержка из статьи 196 ТК ТС:

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.

Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.

3. Выпуск товаров (содержащих объекты интеллектуальной собственности) может быть приостановлен в соответствии со статьей 331 ТК ТС.

4. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.

Таким образом, определяющим в вопросе необходимости уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), является завершение данной таможенной процедуры до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под одну из таможенных процедур, установленных статьей 222 Закона о таможенном регулировании. В этом случае существенное значение при завершении таможенной процедуры имеет временной период принятия должностным лицом таможенного органа решения о выпуске товаров либо отказе в выпуске.

В ТК ТС в статье 4 «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе» имеются понятия «выпуск товаров», «таможенная процедура», но она не содержит понятий «завершение таможенной процедуры» и «помещение товаров под таможенную процедуру». Нет таких понятий и в  Законе о таможенном регулировании. Однако все главы в ТК ТС и Законе о таможенном регулировании, регулирующие конкретные таможенные процедуры, имеющие срок действия, содержат статьи, относящиеся к завершению соответствующей таможенной процедуры. Данные статьи предполагают возможность завершения действующей таможенной процедуры при помещении товаров под иные таможенные процедуры.  ТК ТС содержит две одноименные статьи: статья 174 «Помещение товаров под таможенную процедуру» и статья 204 «Помещение под таможенную процедуру», - различного содержания.

Справочно: выдержка из пункта 1 статьи 4 ТК ТС:

5) выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

26) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;

Статья 174. Помещение товаров под таможенную процедуру

1. Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.

3. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Статья 204. Помещение под таможенную процедуру

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Исходя из положений статьи 174 ТК ТС, помещение товаров под таможенную процедуру представляет собой процесс осуществления таможенных операций как декларантом (подача таможенной декларации и документов), так и должностным лицом таможенного органа (регистрация поданной таможенной декларации либо отказ в регистрации, выпуск товаров либо отказ в выпуске), имеющий начальную и конечную точку отсчета.

Пунктом 1 статьи 173 ТК ТС «Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру» установлено, что таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС возможно лишь посредством реализации статьи 174 ТК ТС. Если процесс по завершению таможенной процедуры временного ввоза (то есть подача таможенной декларации таможенному органу) был начат до истечения срока временного ввоза товаров (в том числе и в последний день срока), то время завершения такого процесса – выпуск товаров должностным лицом таможенного органа (не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации; не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации, либо с использованием  приостановления выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности) не может служить основанием для игнорирования статьи 174 ТК ТС и вменения декларанту в вину действий по незавершению таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения срока временного ввоза товаров по причине принятия должностным лицом таможенного органа решения о выпуске товаров после истечения такого срока.

Что касается статьи 204 ТК ТС, определяющей, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом, то ее правовое значение направлено на определение даты, с которой допускается возможность использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Возможно, кто-то не согласится с изложенным мнением, но вряд ли кто-нибудь будет отрицать отсутствие четкости правовой регламентации в вопросе завершения таможенной процедуры.

Но и в этом случае законодательство дает возможность разрешения возникшей проблемы. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

При распространении материала ссылка на Ассоциацию таможенных представителей Беларуси как источник информации обязательна  

 

Яндекс.Метрика