Что нужно знать об утилизационном сборе перевозчикам, которые открывают свой транспортный бизнес в России.

 

Следуя тенденциям развития рынка международных автомобильных перевозок многие наши иностранные клиенты интересуются вопросом перевода части своего бизнеса в Россию. Данной публикаций мы открываем цикл статей, посвященный деятельности транспортных компаний в России.

Начнем с вопроса об уплате утилизационного сбора.

Для начала, о том, что такое утилизационный сбор. В соответствии с нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор - это сбор, который уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Такой сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, прицеп ввозимые или произведенные в России.

 Фактически, это единовременный сбор, который взымается государством при выпуске на внутренний рынок России транспортного средства (при его производстве, таможенной очистке).  Размеры взимаемого утилизационного сбора определяются в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации (РФ).

На практике, отметка об уплате утилизационного сбора ставится в России в ПТС (паспорт транспортного средства), без которого не возможна государственная регистрация транспорта (получение номеров). Таким образом, при ввозе в РФ для последующей регистрации иностранного транспорта следует быть готовым к уплате утилизационного сбора.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о необходимости уплаты утилизационного сбора при постановке на учет в России транспортных средств, таможенная очистка которых ранее была произведена в других государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ЕАЭС представляет собой единое экономическое пространство. Транспортные средства, произведенные либо прошедшие таможенную очистку в одной стране ЕАЭС,  могут быть свободно (беспошлинно) перемещены как товар в другую страну ЕАЭС. Однако, несмотря на наличие единого экономического пространства, вопрос уплаты утилизационного сбора на уровне ЕАЭС не урегулирован.

На практике это приводит к тому, что каждая из стран ЕАЭС устанавливает свои правила по данному вопросу. Например, в России и Беларуси уплата утилизационного сбора предусматривается также при ввозе транспортного средства из государств-членов ЕАЭС. При этом, отсутствие договоренностей на межгосударственном уровне приводит к тому, что утилизационный сбор, уплаченный при таможе6нной очистке (производстве) транспортного средства в одном государстве ЕАЭС, не учитывается при ввозе с последующей постановкой на учет данного средства в другом государстве.

Отсюда неутешительный вывод. При регистрации в РФ транспортного средства, ранее прошедшего таможенную очистку (произведенного) в Беларуси, утилизационный сбор подлежит уплате в соответствии с нормами российского ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом факт уплаты утилизационного сбора в Республике Беларусь  в отношении такого транспортного средства не будет принят во внимание, поскольку законодательством обеих стран не регламентированы вопросы зачета и/или возврата утилизационного сбора. Таким образом, в  рассматриваемой ситуации приходится говорить не столько об отсутствии экономии денежных средств, сколько о возможном увеличении стоимости такого транспортного средства.  

Интересно отметить, что в редакции ФЗ «Об отходах производства и потребления», действовавшей с 2012 года, была предусмотрена норма, которая исключала необходимость повторной уплаты утилизационного сбора при перемещении транспорта внутри таможенного союза. Однако, начиная с 2014 года данная норма была отменена.

Возможно, в будущем, вопрос уплаты утилизационного сбора будет урегулирован на уровне ЕАЭС, но пока реальных предпосылок к этому не видно.

 

Яндекс.Метрика